15.09.2021
Уважаемые родители!
Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы
стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за
настоящее и будущее своего ребенка.
Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Современный
мир - это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных
технологий и новых возможностей, мир соблазнов
и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.
Многие
подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то
переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.
Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести
опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и
импульсивное. Вместе с ребенком растет родительская тревога за будущее, все
чаще возникает вопрос, что будет дальше?
Многих
родителей тревожит рискованное поведение подростков, потребность в риске. Если
разобраться, в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть
развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен
самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с
внешним миром. Естественно, ребенок никогда и не был изолирован от окружающих
(детский сад, школа, кружки, двор и т.д.). Но ранее он не принимал так много
самостоятельных решений, был ориентирован на поведение родителей, их одобрение
или порицание. Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти
взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый
хулиган во дворе? Герой «Дома-2»? или иным? Вот и подростку трудно разобраться
в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но, он точно знает,
что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное поведение в том
числе.
Несмотря
на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску
рознь.
Выделяют 2 типа рискованного поведения:
Ø Первый - когда
подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей
самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить
определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться
поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды,
организация собственных социальных объединений, разделение своих чувств с
друзьями, занятия спортом - с учетом безопасности, выбор занятий и заданий
повышенной сложности в учебной деятельности, участие в кружках, научных клубах,
в походах, квестах и др.)
Ø Второй -поведение,
включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся
употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки
могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на
краю крыши, перебегать через рельсы перед близко идущим поездом и т.п. С каждым
разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, они начинают
выпивать больше алкоголя, пробовать разные наркотики, вести беспорядочную
половую жизнь и т.д. Негативные последствия такого поведения их не
останавливают.
Вы раздраженно
скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Так думают 99% родителей!
Увы, не
существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без
«второго» типа рискованного поведения. Что же необходимо знать родителю для
того, чтобы разобраться в указанном вопросе? Давайте посмотрим, что
способствует или помогает ребенку избежать вовлечения в деятельность, опасную
для жизни и здоровья.
Факторы риска —
социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое
поведение и факторы защиты —
обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию
факторов риска.
Другими
словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни,
приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими
проблемами. А задача родителей - вовремя заметить, распознать, предотвратить
включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.
С 2013 года во всех образовательных организациях
Российской Федерации на основании Федерального
закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется
процедура тестирования, направленная на раннее выявление незаконного
потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и
психотропных веществ.
В
соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
Ø социально-психологическое
тестирование обучающихся в образовательной организации
(далее СПТ);
Ø профилактические медицинские
осмотры обучающихся (далее ПМО)
Часто задаваемые вопросы о СПТ
С какой целью
проводится СПТ обучающихся?
¾ СПТ
позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное
взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение
образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может
нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии
(факторы риска) и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.
¾ СПТ
носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков
и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и
дальнейшего приобщения к потреблению.
¾ СПТ является необходимой мерой
социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой
и молодежной среде.
С какого возраста
проводится СПТ?
В
СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса)
исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия
одного из родителей (законного представителя). Согласие
фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также
подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и
возможных результатах.
Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное
информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании
самостоятельно.
Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13
лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного
информированного согласия одного из родителей.
Совершенно не нужно давать согласие на участие подростка в
СПТ обоим родителям, бабушкам, дедушкам и старшим братьям! Достаточно согласия
одного из родителей – папы и ли мамы.
Что означает понятие
«информированное добровольное согласие»?
В
России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с
момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется вФедеральном законе от 21.11.2011 N
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе
вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ».
Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское
вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию
о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования,
наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания,
методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах
медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской
помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной
информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на
него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).
При проведении СПТ информированное добровольное согласие
родителя или ребенка подтверждает наличие у них знаний о целях, задачах,
принципах, порядке, этапах проведения тестирования, используемых тестах
(опросниках), интерпретации ответов, а также обеспечение безопасности
обучающихся и защите их прав.
Не будет ли
тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?
С
2019 года во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая
методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению
Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства
просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и
психотропных веществах.
Могут ли быть
негативные последствия по результатам СПТ?
В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным.
Требования Федеральных законов: от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», от 27 июля 2007 г.
№ 152-ФЗ «О персональных данных», от 29
декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию», от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ» будут соблюдены в полном объеме. За это руководитель
образовательной организации несет ответственность, предусмотренную
законодательством РФ.
Личные данные ребенка кодируются.Конфиденциальность
при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает
руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лицам?Да,
но только в том случае, если родителей или сам обучающийся, достигший возраста
15 лет, дал на то особое разрешение.
Каждый родитель имеет право на получение
информации о результатах СПТ своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети с
15 лет могут обратиться за результатами теста самостоятельно. Результаты СПТ
(конфиденциально) обучающийся 15-ти лет и старше или родитель подростка до 15
лет может обсудить со школьным психологом. Для чего это нужно и что дают результаты теста?
Чтобы понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку
преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и
развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в
дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются
основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!
СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические
и/или психоактивные вещества?
СПТ не выявляет
конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки
какого-либо диагноза Вашему ребенку!
СПТ
- это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно
факторы риска, способствующие возможному вовлечению в зависимое поведение, в
том числе связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
Могут ли родители
присутствовать во время проведения СПТ?
В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения
Российской Федерации от 20 февраля 2020 года № 59 «Об утверждении Порядка
проведения социально-психологического тестирования обучающихся в
общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных
организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в кабинете (аудитории)
в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих
в тестировании.
Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?
Ø
ДА – если Вы понимаете значимость проблемы и
необходимость активных действий по предотвращению вовлечения ваших детей в
наркопотребление.
Ø
ДА -если вы испытываете чувство
озабоченности или беспокойства в отношении своего ребенка.
Ø
ДА - если Вы активны и приветствуете
профилактические меры в интересах Ваших детей!
Уважаемые
родители!
Мы
предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков
в употребление наркотических средств и психотропных веществ и просим Вас дать
согласие на участие Ваших детей в
социально-психологическом
тестировании.
Помните: проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!!!
Сделайте выбор в пользу своего ребенка!!!
Если у Вас остались
или возникнут вопросы по проведению тестирования, Вы можете обратиться к
официальным сайтам в сети Интернет, а также позвонить по указанным телефонам и
получить подробную консультацию:
-
Региональный
оператор ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»: http://цпрк.образование38.рф/
- раздел: «Горячая
линия по вопросам проведения социально-психологического тестирования
обучающихся».
-
Региональные
телефоны горячей линии: 89021716150,
89642161982, (3952)47-82-74, (3952)47-83-54, (3952)47-83-27 с 09.00 до
17.00 (кроме субботы и воскресенья);
-
http://fcprc.ru«Министерство образования инауки
Российской Федерации федеральное государственное бюджетное научное учреждение»«Центр защиты прав и интересов детей»«Горячая линия»
по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся.